Как бороться за жизнь с природой

Учитывая специфику действий формирований и органов специального назначения СПЕЦНАЗа ВС РФ и характер выполняемых задач, я пришел к выводу о необходимости данной статьи. Процесс выживания подразумевает наличие огромной силы воли, самого стремления выжить, остаться живым, что само по себе предполагает наличие и проявление в большей и меньшей степени творческих способностей человека. Есть множество различных мнений о том, что понимать под творческими способностями человека. Однако в одном единодушны все: воображение, фантазия — характерные черты любых творческих способностей.Фантазия — единственная способность человека, помогающая ему устоять перед доводами «здравого смысла», который часто вооружается единственным доводом: этого не может быть потому, что этого не может быть никогда.


О том, насколько у человека развита фантазия, обычно судят по его умению предлагать необычные, оригинальные идеи. Все вы хорошо знаете, как непросто придумать что-нибудь по-настоящему интересное и новое. Оказывается, во всем виновата…привычка, мы слишком хорошо представляем себе давно знакомые предметы, их привычные размеры и вес, помним, где и как они обычно применяются. Такие «застывшие» представления о знакомых предметах называются в науке психологической инерцией. Как всякая инерция, она толкает нас в сторону самых простых, очевидных решений. Вспомним старую сказку. В высокой каменной башне томится принцесса. Преодолев все преграды, к подножию башни добрался отважный юноша. Но радоваться спасению еще рано: в башне нет дверей. Как же юноше добраться до окошка принцессы и передать ей веревочную лестницу? Что изменится в нашей жизни, если вдруг исчезнут бумага или стекло, если разом остановятся все часы? Достаточно «вычесть» пуговицы, молнии и шнурки, и наш внешний вид сразу же изменится. Можно «вычесть» техническую систему — автомобиль — и получить транспорт без машин, или какую-то подсистему, скажем колеса (автомобиль без колес), или подсистему транспорт (представьте мир без транспорта!!!). Такое фантастическое вычитание дает возможность выявить скрытые свойства оставшихся предметов и использовать их вместо тех, которые вы вычли. У Робинзона Крузо, выброшенного на необитаемый остров, остались только предметы, спасенные с погибшего корабля: ружьё, инструменты, несколько зерен. Робинзон все-таки выжил на острове. А если вычесть вообще всё, кроме какого-нибудь одного предмета? Представьте себе современного Робинзона, который плыл на корабле с грузом головных уборов. Дальше всё, как у Дефо: шторм, кораблекрушение, чудесное спасение — огромные волны выбросили на берег только множество шляп, панамок, кепок, касок, ушанок. Что делать? Ведь ему нужна пища, жильё, посуда, одежда, оружие — всё то, что мы безжалостно отобрали. Но Робинзон не унывает. На помощь приходит опыт, творческая активность и, наконец, фантазия. Нет лопаты? Зато есть каска, которой можно копать землю. Нет веревок? Он отрывает завязки от ушанок. Робинзон набивает землёй коробки из-под шляпок и строит из них удобный дом. С помощью вкусной соломенной шляпки он заманивает в яму, вырытую каской, дикую козу, а затем приручает её. Робинзон может использовать не только сами шляпы, но и их части: козырек фуражки может служить ложкой или ножом, а вязаные шапочки можно распустить на нитки и связать из них любую одежду. Или еще один головной убор: летный шлем. В нём есть стекло, все свойства которого изобретательный Робинзон может использовать. Стекло прозрачное — вот и окна в доме; стекло острое — появились нож и бритва. Робинзон, вооруженный «методом Робинзона Крузо», может оказаться в более выгодном положении, чем его литературный предшественник.
Без такого рассмотрения предметов с точки зрения их различных свойств вообще невозможен творческий подход к решению проблем жизнедеятельности в экстремальных условиях. Главное помнить, что в окружающих нас предметах скрыто множество неиспользованных свойств и возможностей. Если какое-то, найденное по методу Робинзона, скрытое свойство привычного предмета рассматривать в качестве главного свойства, роль этого предмета в окружающем нас мире сильно изменится. В рассказе А.Азимова «Затерянные у Весты» герои попадают в критическую ситуацию: уцелевший обломок космического корабля находится вблизи спасительного астероида, но для того, чтобы сдвинуться с орбиты спутника, нужно иметь какой-то двигатель. В распоряжении героев большой запас пищи и огромная цистерна с питьевой водой, а вот воздуха хватит лишь на трое суток. Казалось бы, герои обречены на гибель, но недаром говорят, необходимость — мать изобретения.

Один из героев, проанализировав скрытые свойства имеющихся в их распоряжении предметов, вспомнил, что струя воды может что-нибудь оттолкнуть. Он проделал отверстие в одной из стенок цистерны, и водяной ракетный двигатель тихонечко начал толкать обломок корабля к желанной Весте. В этой фантазии нет ничего преувеличенного. Даже современные космонавты, прежде чем взлететь в космос, проходят тернистый путь по тропам и дебрям выживания. Современный человек, независимо от планируемых действий и маршрута передвижения в земном и неземном пространстве, сроков и географического положения, должен быть готов к действию в аварийной ситуации, без связи с внешним миром, когда можно и должно рассчитывать только на себя. Для человека, попавшего в экстремальную ситуацию вследствие непредвиденных обстоятельств, например, аварии самолета, крушения корабля, процесс выживания является, в основном, психологическим вопросом, причем самым важным фактором, в данном случае, является, несомненно, желание выжить. Независимо от того, остался ли разведчик один или в составе группы, у него могут, и, скорее всего, должны проявиться эмоциональные факторы — переживания вследствие страха, отчаяния, одиночества и скуки. Кроме этих психических факторов, на желание выжить оказывают влияние возможные травмы, боль, усталость, голод и жажда и, наконец, апатия.
Жизнь человека всегда была сопряжена с опасностями. Не случайно наши далекие предки,делая первые шаги по пути эволюции, учились пользоваться камнем не только как орудием труда, но и как оружием. Борьба за существование заставляла людей всеми правдами и неправдами цепляться за жизнь, приноравливаться к любым невзгодам, как бы тяжелы они ни были, смело идти навстречу опасностям. Стремление осуществить, казалось бы, невозможное, пронизывающее всю историю человечества, помогает понять неимоверные усилия, предпринимаемые людьми в различных районах мира для того, чтобы приспособиться к суровым природным условиям. Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде — от первобытных охотников до космических путешественников конца нашего века, мобилизуя все свои физические и психические возможности.
Именно для военнослужащих разведывательных и специальных формирований, чья жизнь постоянно сопряжена с опасностями, очень важна предварительная подготовка, как физическая, так и психологическая. Любой военнослужащий, независимо от профессии, уходящий на дальний маршрут, должен обязательно пройти предварительный полный курс адаптации, в результате которого его организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и, таким образом, получает возможность полной приспособленности к условиям предстоящего района боевого применения.
Большинство людей и животных, оказавшись в экстремальных ситуациях, из которых нет выхода, не погибают, а приобретают ту или иную степень приспособленности к ним и сохраняют свою жизнь до лучших времен. Такие стрессовые ситуации — длительные периоды голода, холода, стихийных бедствий, межвидовых и внутривидовых конфликтов — всегда широко представлены в естественной среде обитания животных. В социальной среде обитания человека действует такая же схема. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонстрировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуациям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но эти бесспорные факты неизбежно приводят к заключению, что организм должен обладать достаточно эффективными специализированными механизмами, ограничивающими стрессовую реакцию и предупреждающими стрессовые повреждения и, что самое главное, позволяющими сохранить жизнь и здоровье. В целом все это соответствует хорошо известному житейскому наблюдению — люди, прошедшие через суровые жизненные испытания, приобретают определенную устойчивость к повреждающим факторам среды, т.е. жизненноустойчивы в любой экстремальной ситуации. Окружающая нас природная среда предъявляет дополнительные требования к мероприятиям по обеспечению жизнедеятельности и выживания личного состава. Разведчик-спецназовец в силу каких-то обстоятельств может оказаться вдали от баз снабжения, в условиях воздействия различных зачастую неблагоприятных (дестабилизирующих) территориально — географических и природно-климатических условий региона. В связи с этим очень важное значение, приобретают требования обеспечения биологической надежности разведчика-спецназовца, предусматривающие возможность исключения в ходе выполнения боевой задачи биологических отказов (отказов организма) и катастрофических по своим последствиям ошибок (потеря боеспособности из-за неправильных действий). Такие требования вырабатываются на основе анализа функционирования людей в условиях полной автономизации с учетом соответствующих рекомендаций, современной физиологии человека, психологии, специальной медицины. Давайте рассмотрим назначение и основные задачи средств жизнеобеспечения. Специальные средства жизнеобеспечения предназначены для обеспечения функционирования разведчиков-спецназовцев, действующих в различных, в т.ч. экстремальных природных условиях. Обеспечение жизнедеятельности формирований и органов СПЕЦНАЗа ВС РФ, в том числе разведывательных групп специального назначения представляет собой сложный комплекс мероприятий по:

— поддержанию высокого морального духа и физического состояния;

— правильному ориентированию на различной местности;


— преодолению естественных и искусственных препятствий;


— своевременной и квалифицированной само- и взаимопомощи;

— обеспечению продовольствием, в т.ч. с использованием пищевых свойств различных растений,добыванием и употреблением в пищу мяса диких животных, птиц, рыб;


— обеспечению питьевой водой, в т.ч. добываемой на месте.

Успешное решение возникающих задач при экстремальных ситуациях автономного существования во многом зависит от физической и психологической подготовленности личного состава, знания ими физико-географических особенностей региона, правильного обеспечения и решения медико-биологических вопросов. В связи с этим основная задача, решаемая специальными средствами жизнеобеспечения — обеспечение жизнедеятельности формирований и органов СПЕЦНАЗа ВС РФ, в том числе разведывательных групп специального назначения при их пребывании в различных природных условиях, разделяется на целый ряд частных или специальных задач для  разведчика (спецназовца):

1. Задачи повышения (улучшения) физического состояния:

— обеспечение ускоренной тренировки групп мышц с целью повышения работоспособности и устойчивости к длительным физическим нагрузкам;

— обеспечение ускоренного восстановления работоспособности после воздействия физических и эмоциональных (психических) нагрузок средней и повышенной интенсивности;

— снятие болевых синдромов при ушибах, травмах, ранениях и других повреждениях мягких и твёрдых тканей человеческого тела.

2. Задачи повышения (улучшения; психического состояния:


— обеспечение высокого уровня психологической подготовки;


— укрепление воли, настойчивости;


— наработка навыков владения методами аутотренинга;

— обеспечение быстрого вывода человеческого организма из шокового состояния (в случае превышения внешним воздействием болевого или психического барьера).

3. Задачи обеспечения высокого уровня полевой выучки:

— обученность личного состава действиям в экстремальных условиях автономного существования, в т.ч. преодолению водных преград, горных склонов, ледников, скальных участков, торосов, пустынных и полупустынных участков местности, тайги, джунглей (в зависимости от региона), организации лагерей и биваков;— ликвидация последствий (выход из) экстремальных ситуаций, таких, как провал в воду или трещину во льдах, внезапное стихийное климатическое воздействие, сильный мороз, ветер, жара, град, ливень, пыльная буря, шторм и т.п.).

4. Задачи обеспечения продуктами питания и питьевой водой:
— обеспечение носимым запасом продуктов питания и питьевой водой;
— обеспечение продуктами питания и питьевой водой из местных источников;
— обеспечение возможности быстрого приготовления пищи в жидком и горячем виде;
— использование в пищу растительности.

5. Задачи обеспечения жизнедеятельности в условиях дискомфортного воздействия

внешней среды;

— обеспечение защиты человеческого тела и отдельных его частей от воздействия пониженной и повышенной температуры воздуха, влаги (дождя, снега), прямой солнечной радиации, отраженного солнечного света в снежных областях и т.п.;— обеспечение защиты от воздействия кровососущих насекомых (мошкара, гнус, комары, мухи, клещи и т.п.).

6. Задачи обеспечения навигации и ориентирования (разведчиков на местности.

7. Задачи обеспечения связи и сигнализации.

8. Задачи успешного решения медико-экологических проблем:— оказание первой (доврачебной) само- и взаимопомощи при ранениях, травмах, ушибах, Холодовых и высокотемпературных (ожоговых) поражениях, пищевых отравлениях ядами животного и растительного происхождения, укусах ядовитых животных и насекомых, возникновении простудных или паразитарных и инфекционных заболеваний;


— выполнение санитарно-гигиенических процедур;

— устранение возможностей проявления психологической несовместимости между людьми и связанных с нею эксцессов.
Решение рассмотренных задач должно осуществляться с помощью специальных средств жизнеобеспечения, которые могут включить в свой состав следующие группы средств:


1. Механические и электромеханические тренажёры. Эти средства традиционно обеспечивают решение задач повышения физического состояния людей, развития силы, выносливости, гибкости координированности, выработки специальных навыков.


2. Технические средства медико-биологического (физиологического) назначения. Это класс средств, включающий:

— электро-нейростимуляторы для предварительной тренировки групп мышц с целью повышения выносливости и устойчивости к длительным физическим нагрузкам, снятия усталости и «купирования» чувства боли при ранениях, ушибах, переломах и других травмах, а также болей неврологического типа;— полуавтоматические и автоматические устройства определения функционального состояния человека, которые могут быть использованы для определения необходимости применения и вида применяемой электростимуляции, а также для целевого отбора разведчиков (спецназовцев) по решению конкретных задач в конкретных условиях;

— электростимуляторы обучающего типа, которые позволяют ускоренно выработать навыки специфических действий.
3. Средства экипировки, включающие брюки и куртки различного вида и назначения, маскхалаты и комбинезоны, бельё для различных географических и климатических зон и времени года, обувь, носки, перчатки, головные уборы, ремни, жилеты. К этим средствам можно отнести также вещевые мешки, рюкзаки, накомарники, палатки, накидки,маскировочные сети, спальные мешки, матрацы (подстилки), гамаки.

4. Продукты питания в виде носимых запасов (пайков, рационов).
5. Специальные приспособления для переноски запасов воды, фильтрования и очистки воды из местных водоисточников, для разведения огня в специальных условиях (при пониженных темпера турах, повышенном атмосферном давлении, повышенной влажности, сильном ветре и т.д.), для быстрого приготовления пищи из носимых запасов и продуктов местной фауны и флоры, в т.ч. с кулинарной обработкой (жаренье, варка, сушка, вяление), для ловли животных и рыб, для привлечения рыб и птиц к месту ловли).
6. Специфические инструменты в виде ножовок по металлу, дереву, напильников разного профиля, дрелей со свёрлами различного диаметра, ножей и топориков, лопаток, электрических фонарей различного типа.
7. Медикаменты (фармакологические химические вещества). Технические средства сигнализации, включающие различного рода осветительные и сигнальные ракеты, комбинированные сигнальные патроны, проблесковые фонари-маячки.
9. Технические средства навигации и ориентирования, включающие компасы, теодолиты (или буссоли), термометры, барометры, радиотехнические навигационные средства и предметы ориентирования.

И все же, как вести себя в экстремальных ситуациях? Своеобразным справочником может служить английское слово «Survival»Выживание«), содержащее советы, которых необходимо придерживаться человеку, попавшему в экстремальную обстановку, в следующей последовательности:


S — (Size up the situation) — оцени обстановку, распознавай опасности, ищи пути из безвыходного положения;


U — (Undue haste makes waste) — чрезмерная поспешность вредит, но решения необходимо принимать быстро;


R — (Remember where you are) — запомни, где ты находишься, определи свое местонахождение (точку стояния);


V — (Vanquish fear and panic) — побори страх и панику, постоянно контролируй себя, будь настойчивым;


i — (Improvise) — импровизируй, проявляй изобретательность;


V — (Value living) — дорожи средствами существования, реально оценивай пределы своих возможностей;


А — (Act like the natives) — веди себя как местный житель, умей оценивать людей;


L — (Learn basic skills) — научись все делать сам, старайся быть самостоятельным и независимым.
Природа со всеми своими стихийными бедствиями, неожиданными проявлениями силы и могущества, климатическими явлениями, «капризами» и другими естественными «причудами» была и остается угрожающей во все времена. Всякий выход на природу полон трудностей и риска, поэтому требуются предварительная специальная подготовка, знание приемов ориентирования и соответствующее оснащение. Проявление легкомыслия и пренебрежительное отношение к организации, выбору маршрута, экипировке, знаниям ориентирования приводят к дорогой расплате. Для разведчиков (спецназовцев), находящихся в различных регионах страны, планеты, ориентировании является одним из важных условий обеспечения жизнедеятельности и успешного достижения поставленных целей.
Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным местным признакам и предметам. Ориентирование по карте и компасу большой сложности не представляет. Но разведывательные формирования и органы, группы специального назначения могут оказаться в условиях, когда знание природы, умение находить нужное направление, предвидеть изменения погоды имеют решающее значение, когда нет ни карты, ни компаса. Поэтому при подготовке к выполнению задачи необходимо обращать особое внимание привитию твердых навыков основных приемов,

правил и способов ориентирования на местности без карты и компаса. Обстановка часто требует от разведчиков (спецназовцев) умения совершать марши на значительное расстояние, точно ориентироваться и быстро передвигаться на самой разнообразной местности в любое время года, при резких изменениях метеорологических условий, а также умения преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Маршрут движения в силу внезапно возникших обстоятельств может значительно изменяться или отклоняться от ранее намеченного. И тогда потребуется внести необходимые коррективы в маршрут движения и точно выйти в намеченный район (пункт). Всего этого можно достигнуть только повседневными тренировками и приобретением опыта. Немаловажным будет умение читать следы. Правильно прочитать следы, оставленные человеком, животным или различными средствами передвижения — это прежде всего определить, в какое время были оставлены следы, сколько прошло человек или единиц транспорта и в каком направлении. Эта трудная задача усложняется тем, что следы нужно читать быстро, так как иногда времени на детальное ознакомление со следом просто не будет. При чтении следов необходима максимальная концентрация внимания, умение отличить ложные следы от настоящих. Умение читать следы необходимо вырабатывать путем упорных тренировок своего внимания и остроты зрения в повседневной жизни.
У разведчика (спецназовца), владеющего искусством следопыта, обычно сильнее развиты наблюдательность, зрительная память, он лучше и быстрее других ориентируется в обстановке, быстрее воспринимает окружающее, лучше разбирается в сложных явлениях природы, поэтому мы будем рассматривать приемы ориентирования, в которых используются простейшие приборы и вспомогательные случайные предметы, различные разведывательные признаки,  способы и приемы передвижения и преодоления препятствий; основы следопытства. Нами будут приведены национальные единицы измерений некоторых стран, а также различные тесты (словесные, числовые, зрительно-пространственные) для тренировки реакции, наблюдательности и сообразительности. Поскольку большую часть жизни мы проводим в населенных пунктах, нами будут рассмотрены вопросы выживаемости в городских условиях, а также в водоемах. Морские и речные просторы, вода — всегда притягивали человека. Но человек забывает порой, что насколько нежным и ласковым бывает море, река (вода), настолько они и безжалостны к людям, которые неуважительно к ним относятся. Знания, навыки и умение выживания в экстремальных условиях окружающей среды в различных физико-географических районах мира имеют прежде всего практическое прикладное значение для обеспечения успешного выполнения разведчиком (спецназовцем) поставленных боевых задач и сохранения их боеспособности. Вместе с тем, вопросы выживания в экстремальных условиях имеют также важное значение для допризывной и призывной молодежи, готовящейся к защите Отечества и службе в ВС РФ и, в том числе в СПЕЦНАЗе — в элитных формированиях и органах. Практика выживания в экстремальных ситуациях актуальна для всех без исключения граждан России и планеты Земля.


Литература, посвященная проблемам выживания в экстремальных ситуациях, достаточно обширна, однако она либо разбросана по труднодоступным специальным изданиям (например, наставлениям по боевому применению войск), либо в статьях самого различного профиля, и выбрать оттуда самое необходимое — непростая задача.

Автор: Свиридов Сергей, инструктор по стрелковому оружию и средствам ближнего боя, выживание в условиях дикой природы, снайпер

Психологическая готовность солдата к бою


Психологическая подготовка солдата, представляет собой комплекс мероприятий по формированию психологической устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи, позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно.

Опыт показывает, что не всегда профессиональная подготовка бойца в должной мере проявляет себя тогда, когда это необходимо. То, что еще вчера в повседневной спокойной обстановке выполнялось хорошо и отлично, сегодня в бою либо не выходит совсем, либо получается наполовину. Это проявление недостаточной подготовки воина в психологическом отношении. Психологическая подготовка военнослужащих должна отвечать современным требованиям и быть направлена на повышение боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил.

Бой предъявляет очень жесткие требования к умению военнослужащего быстро реализовывать свой профессиональный потенциал. Цена этому- жизнь его самого, его товарищей, выполнение боевой задачи.

Способность же бойца выполнить поставленную задачу так, как он умеет (проявить боевое мастерство), зависит, прежде всего, от внутренних факторов: убеждений человека; его способности эффективно действовать в ситуациях опасности, внезапности, неопределенности, дефицита времени и т.д.; эмоционального состояния воина в данный момент времени; состояния его здоровья и т.д. Совокупность всех этих факторов получила название «психологической готовности«.

Психологическая готовность воина к бою один из основных компонентов готовности подразделения к немедленным боевым действиям. Она предполагает, во-первых, осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии, во-вторых, желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.

 

Основными признаками психологической готовности воина к бою являются: отсутствие суетливости либо замкнутости, расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание, цвет лица и т.д.).

Выделяют три уровня состояния психологической готовности к бою:

1.     Низкий

2.     Средний

3.     Высокий.

Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно воинам уметь поддерживать у себя и других перед боем средний уровень, а при переходе к боевым действиям добиваться высокого уровня психологической готовности.

 

В процессе боевой учебы каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку. Эффективным средством подготовки к бою зарекомендовало себя мысленное проговаривание последовательности своих действий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать движения, это говорит об установлении прочной связи между сознанием и действием.

Для поддержания психологической готовности к немедленным боевым действиям могут быть использованы методы психологической саморегуляции.

Так, ходьба в темпе 140—150 шагов в минуту создает бодрое настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, самомассаж головы и другие приемы, повышающие активность человека. Сонливость — внутренний враг психологической готовности к бою. Она провоцирует усталость, психическое и физическое расслабление.

Основными методами саморегуляции для поддержания психологической готовности к бою являются самоубеждение, самовнушение, управление воображением, дыхательным и мышечным тонусом.

 

Самоубеждение — это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности. Важно припомнить требование уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.

Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности. К примеру, при несении службы ночью воин иногда впадает в несколько заторможенное состояние, как бы плавающее между сном и бодрствованием. Именно в этом состоянии психика воина наиболее восприимчива к любым самовнушениям, поэтому даже легкое стремление к комфорту и сну должно быть незамедлительно преодолено и подавлено. Иначе ситуация может обернуться трагедией.

 

Притупление бдительности приводит к тяжелым последствиям. Поэтому для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:

«Я внимателен и сосредоточен»;

«Я спокоен и уверен в себе»;

«Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию» и т. д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко «вводятся» в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.

Осуществляя самовнушение, необходимо следовать некоторым правилам:

1.мысленно повторять словесные формулы самовнушения 5—6 раз, вдумываясь в содержание фразы и воображая при этом требуемое состояние;

2.словесные формулы должны быть короткими, понятными, не вызывать сомнений в возможности их реализации в конкретной ситуации. При этом не должно быть никакой самокритики. Лишь полная уверенность в своих возможностях дает незамедлительный результат;

3.словесные формулировки произносятся в утвердительной форме, т.е. не должны содержать отрицания. Например, самовнушение «Я не хочу спать» может вызвать обратную реакцию, поскольку частичка «не» обычно теряется в подсознании. В данном случае о сне не следует упоминать вообще: «Я бодр и активен». Или вместо «Я не рассеян», нужно внушать себе: «Я сосредоточен».

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов. Внушая себе: «Я бодр», представить, как утренняя свежесть вливается в тело, делая мышцы упругими и сильными. Если постараться прочувствовать это, то эффект будет сразу виден. Как можно ярче представляя образец действия, рекомендуется образно отождествлять себя с эталоном (лучший воин, идеальный образ правильного действия или своего кумира). Так, чтобы войти в роль «самого бдительного воина», необходимо образно представить его идеальные действия и, по принципу подражания попробовать действовать так же. Такому образному перевоплощению значительно способствуют самовнушения типа «Я лучший стрелок», «Я бдительный разведчик», подкрепленные образным представлением соответствующего идеала. Управляя воображением, можно постоянно «прокручивать» возможное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий в бою.

Например: «А что, если за углом неприятель? значит, надо перед поворотом отойти на 2—3 метра от стены и сосредоточиться». Подобные приемы позволят упредить в бою неблагоприятный исход и быть готовым к неожиданностям. Желательно заблаговременно составлять план возможных действий в экстремальной ситуации и мысленно «проигрывать» его в голове.

Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. В этом заключен еще один секрет нашей психики, который может, если им пренебречь, привести к тяжелым последствиям. Существует прием, когда противник бросает камень для отвлечения внимания часового куда-то в сторону, а нападает на него неожиданно совсем в другом месте. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль над обстановкой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.

 

Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха небольшой задержки дыхания после вдоха, и резкого полного выдоха. Для достижения того или другого психологического состояния рекомендуется провести 3—4 таких цикла. Появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.

Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а значит, и проявление бодрости и чувства отмобилизованности у военнослужащего. Мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозящее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мышцы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности воина к бою.

Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленным боевым действиям.